0
 

Антон Сергеев – о фейках и псковском медиапространстве: Говорите правду, товарищи

Советник губернатора Псковской области по СМИ Антон Сергеев в эфире ПАИ-live поделился с ведущим проекта Александром Машкариным своими мыслями о фейках, об этике журналистов, о псковском медиапространстве и о том, чего в этом медиапространстве не хватает.

О поддержании штанов

– Мы, наверно, впервые в этом кабинет. У Антона нет ничего лишнего на столе.

– На самом деле это вообще не мой кабинет.

– Это не его кабинет, не его стол, не его компьютер.

– Нет, всё просто. Из моего маленького кабинета сделали студию, где мы записываем губернатора.

– Единственная правда на этом столе – это чашка и повязка «Динамо».

– Нет, компьютер мой, с ним я езжу везде. Телефон мой… Вот планшет не мой.

– Сразу хочется перейти к вопросам о медийных бюджетах, которые Антон и его коллеги тратят на поддержание…

– Штанов, наверно.

– Штанов, правды в Telegram-каналах, на скупку ботов…

– Нет. Я читал буквально недавно, что мы покупаем блоги на негатив, оказывается. В общем, много чего покупаем. Но вот у меня лично компьютера нет, это мой ноутбук.

– Если серьёзно, медийные бюджеты всегда есть, в том числе и на соцсети, стесняться нечего. У областной администрации есть такие медийные бюджеты?

– Нет. Не знаю, хорошо ли, плохо ли, но у нас реально есть только гранты, которые мы даём регулярно: раз в год они разыгрываются среди средств массовой информации. Но на этом всё и заканчивается. Есть пресс-служба, которая в прямом смысле слова пашет в режиме 24/7.

– Кто пашет на официальный Telegram-канал Псковской области?

– Хороший вопрос. Тут интересная история: получается, что у нас нет выделенных людей, каждый занимается параллельно ещё чем-то. Но все всегда спрашивают, кто ведёт Instagram-канал губернатора. Так вот, посты для Instagram-аккаунт губернатора готовит человек, который параллельно занимается основной работой в секретариате. Ведет и выкладывает в аккаунт сообщения сам глава региона.

Наш райтер параллельно ведёт Telegram-канал, а я ему в этом помогаю.

– Неужели ни одного вашего поста за больше чем год работы нет?

– Как редактор что-то правлю, добавляю, смотрю, безусловно. А как иначе? Какие-то мои фразы там есть, но целиковые тексты не мои.

Фейкмейкеры

– Сейчас не проходит и дня, чтоб те или иные «телеги» не вбрасывали фейк в информационную повестку дня. Это прокол работы администрации области, что достоверную, правдивую, интересную информацию замещают фейки и эти фейки обсуждаются? Или это просто две параллельно существующие реальности?

– Как-то в одном из эфиров ваш коллега говорил, не многовато ли мы всего сообщаем, рассказываем, пишем и показываем. Типа слишком много всего и тем самым мы, наоборот, отворачиваем от нас читателей. Конечно, странно говорить о том, что те не совсем правдивые сообщения, которые появляются, – это оттого, что мы чего-то не рассказываем. Мы стараемся максимально всё рассказывать. Другое дело, что зачастую эти истории переворачивают с ног на голову или изменяют. Вот сейчас мы откроем Telegram-канал, в котором нас радуют тем, что в настоящее время причины пожара в детской инфекционке, который был на той неделе, неизвестны, реальный ущерб неизвестен, но сдать её не удастся в начале декабря. С разочарованием всем говорю, что там уже всё сделали. Я надеюсь, что в ближайшее время мы всё это снимем на видео и покажем.

– Вам скажут, что вы сняли другое место.

– А мы панорамно снимем, чтобы потом не было вопросов. Или, например, истории про бюджеты, которые пишут анонимщики: якобы есть огромные бюджеты, благодаря которым мы подписываем людей. Бред сивой кобылы! Но что на это отвечать-то? Что у нас нет денег? Мне не поверят, потому что в принципе в правду не верят. Есть теория: чем чаще и больше ты говоришь правду, тем меньше тебе верят. Поэтому рекомендую всегда говорить правду.

– По поводу назначений можно привести пример человека, которого анонимные Telegram-каналы тщательно «продвигают по карьерной лестнице»: это руководитель аппарата администрации области. Кем он уже успел побывать?

– Главой района его пытались посадить, последние истории его двигают то в другой регион, то в Госдуму. Мы все посмеялись над этим, потому что человек на своём месте, выполняет большой объём работы, её у него много.

– Сенсация не состоялась?

– Нет, её не будет. Меня ведь тоже тут «уволили». Один человек взял и написал, что меня «потеряли». Ну а как, интересно, они могли меня не потерять, если у меня, как видите, телефона рабочего нет, этот кабинет не мой. Поскольку у меня свой телефон, свой компьютер – формально у меня тут ничего нет.

– В общем-то, все знают, кто стоит за этими фейками. Как бы они каналы ни называли анонимными, всё равно эти персоны по пальца можно сосчитать. Почему руководитель администрации области встречается с официальными средствами массовой информации, но не встречается с этими «анонимными» блогерами, имена которых известны, чтобы показать: «Ребята, хватит врать-то, ситуация вот такая, а не такая, как вы пишете», – и сделать таким образом «прививку»? Почему этого не происходит?

– Я не совсем понимаю, как он может встречаться с анонимными блогерами. Есть некий Telegram-канал, его кто-то ведёт. Да, мы предполагаем, кто его ведёт, но реально-то он анонимный – с кем мы должны встречаться? С человеком в маске? Что касается истории с блогерами, я думал собрать несколько блогеров с большим количеством подписчиков. Но это дискуссионная тема. Может быть, это и состоится, почему бы нет? Но надо думать.

Понимаете, я вырос в средствах массовой информации, много лет работал в них и считаю, что СМИ более ответственно подходят к вопросу подачи информации: они по крайней мере выясняют. Конечно, бывают странные примеры, как недавний материал одного издания, рассказывавший о том, как у нас тут странно со смертью, как мы мухлюем со статистикой, что на самом деле данные совсем другие и так далее.

– Был материал, в котором говорилось, что более 500 умерших от коронавируса и в семь раз больше заболеваемость.

– Да! И все они от ковида умерли. Мы не поленились, целый день разбирались – разобрались. Вопрос в другом. Странно, если они это написали, то почему никуда не обратились и не спросили: «Ребята, у нас такие данные, прокомментируйте, как на самом деле». Нет, они просто у кого-то это взяли и сказали: «Тут все мерзавцы!» Это странно для журналистов. Я вырос немножко в другой атмосфере. Мы старались проверять.

Я всегда привожу пример, когда мы узнали на НТВ информацию по поводу обыска у Аксененко: прежде чем дали её в вечерний эфир, мы постарались узнать из двух источников в правительстве (один источник был мой), что к нему точно пришли с обыском и там целая история. И да, мы это дали, поскольку проверили, получили все подтверждающие данные от источников. И даже после этого мне звонила пресс-служба, угрожали. Потом информация подтвердилось. К чему это говорю? Пока не проверили ту инфу, которая пришла, не давали её. Проблема в том, что СМИ стараются работать так, а не СМИ, в принципе, всё равно: им кто-то что-то сказал, там что-то упало, здесь убили, тут не построят – и он сразу это выдал. Он не задумывается, а потом рассказывает о том, какие тут все плохие.

– Вы же за них делать их работу: они выдадут непроверенную информацию, а вы вынуждены эту информацию перепроверять, уточнять и опровергать.

– Конечно! Поэтому мы и стараемся максимально рассказывать. В Telegram-канале выходит достаточно много сообщений по разной тематике, чтобы не было странных вопросов, вбросов, хайпов и так далее. Говорите правду, товарищи! И будет у вас всё хорошо.

– «!..» – сказали ребята по ту сторону экрана.

– А сейчас они ещё напишут: «Да они глумятся! Они сидят на мешках с деньгами, чего только здесь не творят и рассказывают нам сказки!»

В модном формате

– Хочу поговорить про медийные форматы. Уже больше полугода Михаил Ведерников делает еженедельный формат обращений, где он рассказывает в двух словах о проблемах. Я не помню ни одного главу региона в России, который так долго придерживался бы одного медиаформата. Почему Ведерников до сих пор это делает?

– Да, формат прижился, но он с течением времени трансформируется. Если мы отмотаем немножко назад, то вспомним, что изначально запускали это как «вопросы – ответы» по весне, потому что в разгар первой волны пандемии сыпалось реально много разных вопросов, не все они успевали получать ответы и было понимание, что надо объяснять людям, рассказывать, действовать, реагировать и так далее. Это возникло на самом деле как ответы на вопрос. Другое дело, что поток вопросов, который был огромный по весне, в начале пандемии, постепенно иссяк. И поэтому мы его переформатировали в формат еженедельного отчета. Хороший формат на самом деле! Смотрят. Последняя прикольная история – с нашим местным гением-фотографом Марковым.

– Все ждали, что Михаил Ведерников скажет: «Я тут посмотрел Дудя…»

– Да, все написали: скажет, не скажет, комментирует, не комментирует?

– Да, а почему не было комментария?

– А что комментировать? Он блестящий фотограф. Но, для сравнения, в истории с Монеточкой была конкретная информационная привязка, а здесь… Если у него будет очередная фотовыставка, комментарий, наверно, будет. Я надеюсь, что выставка будет во Франции, потому что Дмитрий Марков реально делает отличные фотографии. Вот я на него давно подписан. Человек показывает жизнь, как она есть, причём с обычного телефона.

– Ведерников видел этот ролик?

– Думаю, да. Я ему рассказывал, это совершенно точно. Думаю, что после этого он посмотрел.

– Он не прокомментировал, потому что это вне еженедельной повестки?

– Да, это вне еженедельной повестки, нет конкретной информационной привязки. Мы всё-таки стараемся привязываться к тому, что происходит на неделе, к событиям, то есть это своего рода новостная ТВ-программа.

– У Михаила Юрьевича в этом формате спустя длительное время появились последователи.

– Да.

– С чем это связано? Они спохватились, им разрешили или сказали: «Ребята, давайте-ка вы отвечайте на свою часть вопросов», – как это произошло?

– Что касается «разрешили – не разрешили», я вам честно скажу, что сам узнал об этом случайно. Про главу комитета по транспорту мне сказал человек, который вместе со мной следит за «Телегой». Он мне сказал, что Борис Андреевич сделал выпуск. Я говорю: «Да?!» Мне показали – классная история! Говорю: «Давай будем тоже у себя его ставить». А что касается главы города Великие Луки, то я просто случайно это увидел в одном из местных Telegram-каналов, вот и всё. Посмотрел, рассказал об этом губернатору – он сказал: «Да?!» Он тоже удивился.

– Рекомендаций не было?

– Не было. Думаю, на самом деле появление таких форматов – это результат того, что еженедельное обращение губернатора интересно и востребовано, его смотрят.

– Кому из чиновников не хватает таких же блогов?

– Я не считаю, что это должно быть повальным увлечением, это не совсем правильно. Но те же дороги – там много различных вопросов, проблем, Борису Андреевичу есть что комментировать. Безусловно, в ЖКХ много всяких вопросов, проблем и всего остального. Сейчас есть горячий цех под названием здравоохранение. Но они сами должны понять, надо им это или не надо. По здравоохранению, как вы видите, мы в официальном  Telegram-канале администрации много чего ставим постоянно, чтобы эта тема не уходила и все сразу получали ответы на насущные вопросы.

– Если комитет по здравоохранению заведёт такой источник информации, то их тут же закопают: слишком велик объём проблематики.

– Но это же не повод ничего не делать. Наоборот, состояние закрытости приводит к раздуванию догадок, домыслов и всего остального.

– Блогеры, анонимные Telegram-каналы, вас то увольняют, то не увольняют.

– Я тружусь в должности советника губернатора. Собственно, как меня приняли на работу – так и тружусь. Меня тут все «увольняют», но пока как-то тружусь. Разочаровываю, конечно, этим фактом, но что делать?

Свободные медианиши

На фото: II Псковский медиафорум (декабрь 2019 год)

– На ваш взгляд, есть ли конкуренция в псковских СМИ и честная ли эта конкуренция?

– Провокационный вопрос. Я здесь больше года, поскольку официально оформлен с 9 октября 2019-го, и, на мой взгляд, жизнь в медийном пространстве… Под медийным пространством я подразумеваю и СМИ, и тех, кто считает себя СМИ, но не имеет лицензии, скажем, интернет-порталы плюс целую прослойку блогерства в Telegram, в соцсетях, и я бы сказал, что оно ожило и задвигалось, жизнь появилась. На мой взгляд, это очень хорошо. Что касается соперничества, конечно, оно есть. И даже битва за рекламодателя есть. И это хорошо. Понятно, что рекламный рынок упал, понятно, что в этом вопросе есть проблемы, но при всём при этом есть некое столкновение интересов. Я не считаю, что это плохо. Это хорошо.

– Это честная или нечестная конкуренция на рынке псковских СМИ?

– На мой взгляд, разная.

– Какие ниши в псковском медиапространстве до сих пор не заполнены?

– Во-первых, конечно, ниша видеоформата. Вы стали делать хорошие сюжеты – должно быть больше такого качества видеоконтента. Его, к сожалению, не так много. Это не значит, что должно быть больше телеканалов, чтобы создавать видеоконтент. Но вот качественного видеоконтента – я сейчас веду речь об интересных сюжетах, историях и так далее – маловато. Да, есть ряд спорных программ, кому-то это нравится, кому-то не нравится, но хорошо, когда есть некие, пускай даже смешные, ток-шоу, разговорные видеоформаты. Это хорошо. Но должно быть больше. Больше должно быть и радийных разговорных форматов. Есть формат на «Эхе», но я считаю, что этого мало.

– «Радио России», радио «Маяк».

– Да. Но по мне так должно быть больше. Эта «поляна» сейчас более востребована. Далеко за примером ходить не надо: моя мама, которой будет 82 года, по телеку смотрит эти ток-шоу, ей интересно. Сейчас многим это интересно, какую бы там иной раз пургу ни несли. Бывают и интересные истории. Всё равно это привлекает. У нас, конечно, этого просто немного. Здесь есть поле для маневра. А с точки зрения Telegram-каналов область достаточно хорошо развивается, ширятся поля – это хорошо.

– В Псковской области более 50 Telegram-каналов и каждый месяц прибавляется два или три новых.

– Вот я порядка 40 Telegram-каналов просматриваю на телефоне раз по десять в день. Ну да, где-то так и есть.

– Кстати, в 2021 году увеличится ли медийный бюджет в администрации Псковской области?

– Пока не знаю. Я ещё этот вопрос не обсуждал с губернатором, поэтому не могу точно сказать. Скорее всего, будет приблизительно в тех же объёмах. Если и вырастет, то на чуть-чуть. Просто у меня пока нет возможности поделиться информацией, которой у меня нет.

Версия для печати
  • Сюжет
  • ПАИ-livе
ПАИ-live: итоги проекта «Твой регион – твои возможности 2.0» в Псковской области   ПАИ-live: с чего и как в Себежском районе зарождаются новые социальные проекты Избирательная система должна развиваться по всем направлениям – Игорь Сопов Игорь Сопов: Мы продолжим развивать ДЭГ в Псковской области Больший интерес к ДЭГ у старшего поколения – Игорь Сопов 14 обращений поступило в облизбирком за три дня голосования – Игорь Сопов Вице-спикер Псковского областного Собрания Юрий Сорокин стал гостем программы ПАИ-live Наталья Горбачёва стала гостем программы ПАИ-live Борис Елкин: Городу по-прежнему не хватает гостиниц Расширение части улицы Коммунальной до трёх полос поможет разгрузить движение – глава Пскова


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...